Низкий Дагестан, Свадьбы и быт табасаранцев – Брак и свадебные обычаи народов Дагестана

Низкий Дагестан, Свадьбы и быт табасаранцев – Брак и свадебные обычаи народов Дагестана

Равнинный Дагестан

Свадьба и быт табасаранцев

Брачно-супружеские обряды табасаранцев, будучи в основном обычными для Дагестана, имеют поразительную особенность. Как правило, невесту для сына выбирали родители из семей с равным социально-экономическим положением. В крестьянских семьях внимание уделялось личным качествам невесты – здоровью, навыкам домашнего хозяйства, умению ткать ковры, палитру и т. Д. Кроме того, она должна была быть быстрой, умной, важна была ее внешность и способность вести себя в обществе. В феодальной среде сначала определялись сословие и имущественное положение невесты.

В феодальной среде часто женившийся сын вообще не участвовал в выборе невесты – он ее не знал и не видел. А вот простые крестьяне и девушки могли встречаться на разных народных гуляниях, во время совместных полевых работ – и это не осуждалось.

Инициаторами сватовства были сами родители, но до этого через посредников было известно, согласны ли родители невесты жениться на ней. Сватовство началось в четверг, когда родители невесты дали согласие на брак, назначили день помолвки и согласовали условия свадьбы.

Официальный сватовство, бити лишан, приобрело праздничный характер. На церемонии присутствовала целая группа родственников, которые приносили невесте подарки, значение которых зависело от степени родства. В дом жениха ей приносили одежду, еду (халва, чуреки). Каждая из приглашенных семей иногда приносила с собой блюдо с мясом и несколько больших, иногда причудливых форм. Агларов М. А. Формы брака и некоторые особенности свадебных церемоний в Андах в XIX веке. С.133 // Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX вв. М., 1985. С.223. Все Женихи пели и танцевали по дороге к дому Невесты. Семья невесты готовилась к встрече в доме жениха. Встречать гостей родственники невесты обычно выходили далеко за ворота. Во дворе дома устраивались танцы. Пришедшие танцевали с подносами и связками еды. После танцев всех пригласили перекусить. Праздник завершился вручением женихом невесте подарков.

Период от сватовства до свадебной церемонии был наполнен интенсивным общением между родственниками жениха и невесты. Родственники жениха приехали к невесте на праздники (ебельцян, анда байрам) с подарками.

Последний визит к невесте был за неделю до свадьбы – ахью лишань. На этот раз невесту в праздничной атмосфере сопровождали к жениху вместе с остатками калым (свадебные деньги). После ахью лишан между невестой и родственниками жениха происходило избегание, и жених избегал ее родственников.

Свадьба сумчир была начата табасаранами в пятницу и завершилась в понедельник. В некоторых селах устраивались свадебные приемы, гейзеры Кызлар, Шубарин и Шуран, то есть девичник для сельской молодежи накануне свадьбы. Молодежь из сельской местности участвовала в девичьем пении, танцевала и пела.

Никах, религиозная церемония празднования свадьбы, проводилась в доме жениха.

Во дворе дома жениха все дни свадьбы звучала музыка. Хан “,” наделенный особым авторитетом, и его 5-6 помощников были выбраны из числа присутствующих на свадьбе. Хан и его помощники следили за порядком на свадьбе. Кроме того, они обеспечивали едой и напитками присутствующих. Не менее интересными были гямпы (шуты), которые носили маски и совершали насмешливые ритуалы. ихилов М. Семья и жизнь табасаранов на рубеже ХХ века. С. 226. // Алимова Б. М. Брак и свадебные обряды у табасаранцев, Махачкала, 2002 С. 29 – 47.

В полдень, на второй день свадьбы, люди идут за невестой. Невеста предварительно была одета в свадебный шлейф. Традиционная табасарская свадьба строго регламентировалась макияжем тех, кто следил за невестой. Тяпяхан и его жена были главными послами. Невесту вели на украшенном коне. Многие песни исполнили участники игры у ворот дома невесты. Во дворе пришедшие за невестой встречались песнями и анекдотами. Затем гостей заводили внутрь, где им в обязательном порядке подавали лучшие блюда.

Читайте также:  Как можно встретить молодоженов без каравая

У всех табасаранцев была одна женщина – швушван баб (жена дяди или брата невесты) в качестве опекуна невесты. При этом дело было в том, что невесту могла сопровождать не всякая дядя жена, а только та, у которой была обеспеченная семейная жизнь (много детей, большая и добрая семья).

У ворот дома жениха, на подходе к дому, свадебное шествие встречали все, кто в это время находился в доме. Представитель жениха Джамар ехал впереди свадебного кортежа. Обычно он носил длинную железную палку с острым концом, на которую нанизывался большой кусок мяса. Он тоже принес первые известия, что к дому приближается свадебный кортеж, и сразу получил подарок. В доме жениха свадебный кортеж встретил дубиной, на которой должны были зажечь светильник и чурек. Перед тем, как невеста вошла в дом жениха, совершались следующие ритуалы. В селе Атрик, прежде чем невеста сошла с лошади, к ней быстро подбежала девочка 10-11 лет и тронула пальцем правую ступню невесты, за что невеста должна была сделать девушке подарок. Когда невеста подошла к порогу, ее осыпали сладостями, ячменем и орехами. Затем при входе в комнату ей принесли таз с мукой, и она, окунув в муку руку, оставила на перемычке отпечатки пальцев. После всех этих процедур невесту вели в отведенную для нее комнату и стояли в правом углу. Шевшвийская баба села рядом с ней. Было обычным делом сразу усадить мальчика к невесте на колени. Тогда к ней подошла свекровь, сижар, и вложила деньги в обувь для невесты, чтобы невеста спокойно гуляла по дому.

В первый вечер баба Шевшван показала невесте приданое и подарки. Родственники жениха очень внимательно и скрупулезно смотрели на приданое. Все гости уехали в полночь. Шевщан, баба осталась с невестой. Поздно вечером к невесте привели жениха в сопровождении его жены. Через 20-30 минут холостяки постучали в окно, забрались на крышу и вылили воду из дымохода. Жених обычно расплачивался едой.

На рассвете жених покинул невесту и проследовал в дом ТИАПИАХАН. Однако перед этим невеста должна принести на хизандин кхал чунча подарки (носки, цыплят, яйца, сладкий хлеб и халву). Одним из основных ритуалов этого цикла был обычай переодевания невесты. Сразу после ухода жениха к невесте подошла сапожница и принесла ей новый халат. Уже в новом наряде невеста принимала поздравления от всех женщин села, пришедших к ней утром после брачной ночи. Женщины предлагали ей деньги и получали от нее подарки – шушан пайар. Церемония длилась два-три часа. Алимова Б. М. Брачные и свадебные обряды у табасаранцев. Махачкала, 2002, с. 29-47.

Обычаи равнинного Дагестана — табасаранская свадьба

Жители низменного Дагестана неуклонно хранят традиции своей культуры, хранят семейные ценности и обычаи, заложенные предками, которые они усвоили с материнским молоком. Строгое сочетание веры, уважения к старшим и обычаев старины создало для этих людей оригинальный образ жизни. Табасаранская свадьба была и остается самым фундаментальным и радостным событием, повлиявшим на жизнь молодоженов, их родственников, друзей и соседей.

Читайте также:  Выбор весеннего букета для невесты: советы, как не ошибиться в выборе

Традиции и верования табасаранцев

Согласно табасарским поверьям, создание семьи – естественный и необходимый этап в жизни каждого человека. Женщины и мужчины, которые по каким-либо причинам не вступали в брак и поэтому не имели детей, были отвергнуты обществом. Подходящий возраст для начала семейной жизни – 15-17 лет. Случаи похищения девушек, характерные для горских народов, были крайне редкими – родственники похищенной служанки инициировали жестокую кровавую месть.

Обычно браки заключались по соглашению между семьями, при этом дети обручались еще в колыбели. Были браки по обмену. В богатых семьях решения принимались главами семей, и женихи могли вообще не знать друг друга. Состояние и репутация будущих супругов тщательно проверялись. Социально неравноправные браки были крайне редки. У обычных табасаранеров было больше возможностей: мальчики могли познакомиться с девушками для совместной работы, праздников или просто на улице. Нередко такая встреча и короткое знакомство приводили к сватовству и последующему браку.

Сговор и помолвка

Семья жениха наиболее ответственно подходит к выбору будущей невесты. Обычно, когда молодой человек достигал брачного возраста или ненамного раньше, вся семья начинала искать подходящую по всем параметрам девушку, если только помолвка не состоялась ранее или не была прервана по уважительным причинам. Самого мальчика редко спрашивали о его желаниях, считалось, что послушный сын должен доверять мудрости старших в клане.

Будущих невест ценили за привлекательность и отсутствие видимых болезней. Ценными качествами считались также скромность и трудолюбие, бережливость и хороший характер. Невеста должна была иметь безупречную репутацию, а ее семья – занимать примерно равное положение в обществе. Даже если мальчик находил невесту и сообщал об этом своим родственникам, кандидата тщательно проверяли. Только тогда были сделаны следующие шаги.

Девочки практически не участвовали в их судьбе. Им пришлось выполнить желание своих пожилых родственников. Считалось, что они лучше знали, где ее ждет счастливая и свободная жизнь.

После утверждения избранной невесты на семейном совете сватов отправляли в дом ее родителей. Группа обычно состояла из замужних женщин из семьи и матери жениха. С собой были подарки: конфеты, деньги и обручальное кольцо. Согласно древнему ритуалу, немедленного одобрения никто не ожидал. Родители невесты успели поразмышлять и оценить личность кандидата и его семьи. Кроме того, быстрое согласие жениха могло привлечь внимание сватов: что-то не так с девушкой и можно ли ее быстро продать любому желающему?

Во время сватовства мама жениха еще раз оценила внешность и характер девушки. Обычно люди из соседних деревень что-то слышали о себе, так что беглого взгляда хватало. Все дети соответствующего возраста росли на глазах у публики, половина из них находилась в близком и дальнем родстве.

Когда согласие представителей горничной было наконец получено, начались переговоры. Семьи обсудили цену невесты и приданого, а также согласовали дату церемонии. Цена невесты могла быть очень разной при согласии и полностью зависела от благосостояния семей. Разумеется, более богатые давали своим детям более ценное приданое. Скупость в этом вопросе считалась позором.

Подготовительный период

Готовясь к свадьбе, родители будущего жениха посетили дом невесты. Они неспешно беседовали и раздавали подарки. Традиционно такие вечерние встречи заканчивались за неделю до свадьбы. Обязанности, связанные с празднованием, были разделены между двумя семьями, как и финансовая поддержка и праздник.

Калым

Выкуп за невесту традиционно выплачивается как свадебная выкуп. Чем богаче была семья девушки, тем дороже был ее брак. Невеста могла получить скот, лошадей, луга или сады, виноградники, урожай и дома. Вы также можете рассчитывать на выкуп. Семья жениха также собрала различные небольшие подарки для родственников невесты.

Читайте также:  Свадебные поздравления своими словами

Приданое

В приданое девушки входили предметы домашнего обихода, одежда и ткани, украшения и утварь. Иногда в наследство входил скот или надел земли.

Девичье прощание

Накануне свадьбы для юной красавицы был устроен девичник. Собрались незамужние друзья и сестры. Девушки исполнили обрядовые песни и пожелали невесте лучшей жизни.

Традиции свадебных торжеств

Свадьба традиционно длилась три дня, обычно с пятницы по воскресенье. В первый день свадьбы перед домом жениха собралась торжественная свита. Все товары или скот, которые были частью цены за невесту, были перевезены в дом родителей девочки на глазах у соседей, чтобы никто не мог сказать, что мальчик беден или не заплатил выкуп. На воротах девичьего дома были вывешены флаги, чтобы каждый табасаран знал об этом событии.

Свадебные застолья у этих людей всегда устраивались в доме невесты. «На мероприятие мог прийти любой желающий, и никто не ожидал приглашения. Гостей встречали, независимо от личности, доброжелательно, всех угощали и приветствовали.

Свадебный мастер Хан и его помощники были выбраны ответственными за обилие еды и питья.

Свадебная церемония, ниякх, проводилась в день свадьбы или накануне. По традиции этого народа присутствие молодых людей не требовалось, присутствовали только уполномоченные представители обеих сторон.

Интересные обычаи и приметы табасаранцев

    В раннем младенческом браке отец девочки подарил родителям мальчика что-то дорогое в залог намерений. Случилось так, что жених не назначил цену за невесту. Своеобразным «ответным сдвигом» было то, что девушку из его семьи отдали парню из семьи невесты. Видеть молодоженов до свадьбы считалось плохим предзнаменованием. Избегали даже случайных встреч на улице – мисс пришлось быстро прятаться, увидев будущего мужа. Счастливому жениху пришлось отдать невесте определенную сумму денег. Кража папы у хана считалась особой храбростью. В случае успеха церемониймейстер заплатит выкуп.

Традиционное угощение

Баранина и говядина, запеченные, тушеные и жареные, шашлык, овечий сыр, фаршированные барельефы и кисломолочные продукты были обычным лакомством табасаранцев. Были приготовлены национальные пельмени, картофельные и творожные оладьи. Готовили супы и различные местные макароны с соусами. На столе также были сладости из орехов, фруктов, ягод и меда.

Второй день свадьбы

По окончании первого дня застолья все гости вместе с женихом и невестой разошлись по домам. На закате второго дня жених должен был забрать свою невесту. Его путь был нелегким: было много препятствий в виде детей, которые заманивали нас конфетами и мелкими монетками. Ему также пришлось заплатить за право войти во двор и ступить ногой на порог ее дома. Расплатившись со всеми «аферистами», жених мог взять себе жену. Ее перевозили в компании зрелой женщины, счастливой в браке, и мальчика до пяти лет, затем забрали и приданое.

После первой брачной ночи было принято всем провозглашать невиновность девушки, вешая на калитку окровавленную простыню. Затем молодой супруге были вручены поздравления и подарки от родственников.

Свадьба в Табасаране гостеприимна и щедра на угощения и веселье. Здесь принято громко и прямо поздравить счастливых жениха и невесту и выразить сердечные пожелания лучшей жизни и любви.

Оцените статью
Добавить комментарий